Монумент кровавому палачу из бронзы высотой 3,5 метра появился в посёлке Курейка. Именно там будущий языковед отбывал ссылку. На этом месте это уже третье изваяние "вождя".
В советское время над избой, где жил Сталин, был построен пантеон, но потом его утопили в Енисее, а дом разобрали.
"Там сохранились останки советского пантеона, ещё можно разглядеть, какое грандиозное сооружение это было, плюс там стенды сделаны, как было и что осталось, представление там можно получить", - сообщает телеграм-канал "Подъём".
Следующую попытку установки памятника предпринимал местный предприниматель. Но жители выказали недовольство и за день разобрали монумент.
Сейчас же, отметили в администрации, о восстановлении памятника попросили снова местные жители. Установку оплатил владелец воронежского мебельного холдинга.
В администрации района добавили, что турфирмы уже начинают проявлять интерес к новой локации и считают, что поток туристов может вдохнуть в посёлок, где остались одни пенсионеры, новую жизнь.
***
«Не сотвори себе кумира» среди Моисеевых заповедей стоит на втором месте, что говорит о ее чрезвычайной важности. Человеку свойственно поклоняться и служить чему-то, что он считает выше себя. Человек – существо верующее, он не может не верить. И если он не будет верить в Бога, то Его место в нашей душе немедленно занимает какой-нибудь эрзац, заменитель. Это могут быть языческие «рукотворные» кумиры, но не только. Идолы вообще многолики, «имя им легион» (Лк. 8, 30).
Например, таким идолом может стать социально-политическая идеология, например, социализм или либерализм.
***
В древнегреческом переводе Ветхого Завета для обозначения рукотворных кумиров (знаменитая Септуагинта, перевод семидесяти толковников) употребляется слово τό εἴδωλον (eidōlon), от которого произошло русское слово «идол». Таким образом, вторая заповедь Моисея запрещает творить себе идолов, служить и поклоняться им.
С древнегреческого τό εἴδωλον переводится как «видение», «видимость», «отображение», «мысленный образ». Оно образовано от другого, очень почтенного древнегреческого слова – τό εἶδος (eidos), что по-русски значит «вид», «внешность», «образ», «облик».
Между тем слово τό εἴδωλον – уменьшительная форма от слова τό εἶδος. И поэтому с известной долей условности τό εἴδωλον можно перевести как – «идейка» (кстати, на латинский язык τό εἶδος и τό εἴδωλον переводятся соответственно как forma и formula). То есть, идол или рукотворный кумир – это своего рода идейка, жалкое подобие настоящей идеи, которую человек не прозревает «умным» зрением, а творит сам, руководствуясь своими пристрастиями и склонностями. Однако в глазах такого прельщенного человека эта его самодельная идейка выглядит высшей ценностью.
Идолопоклонство и иконопочитание
Вторая заповедь является уточнением первой (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.) и речь в них не об иконах. Здесь необходимо вспомнить значение слова «кумир» - это скульптурное изображение языческого божества. Для нас это слово стало иметь более широкий смысл – предмет обожания, отсюда и недоумения.
Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею сделать в первом передвижном ветхозаветном храме, скинии золотые изображения Херувимов (на крышке Ковчега Завета и завесе). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3Цар.6:23 и далее). И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. И сделал завесу из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и из виссона и изобразил на ней херувимов.
Эта заповедь была дана в Ветхом Завете в противовес языческим идолам и подчёркивала, что Бог неописуем, неизобразим. Мы же живём уже во времена Нового Завета, когда Боговоплощение открыло возможность иконопочитания. Бог стал человеком (вочеловечился) и это позволяет нам его изображать в образе человека. Греческое слово икона переводится как «образ». Икону называют «живописным Евангелием» (т.к. она описывает в красках то, что Св. Писание описывает словами), «бессловесной проповедью», «богословием в красках» (богатая символика), «окном в невидимый мир».
Догмат иконопочитания сформулирован так: взирая на образ (икону), умом восходим к первообразу (Богу-Троице), к личности Христа, Богородицы и святого (в т.ч. ангела).
Мы возносим молитвы тем, кто изображен на иконе. Сами иконы мы почитаем. Икона отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Чувственный аппарат человека оторван от Бога. И если человек будет молиться и при этом фантазировать (представлять Христа, святых) эти образы будут искажены его чувственной природой.
Читайте также: Попытка оправдать Сталина – соучастие в грехе
Версия для печати