***
Процессы разрушения исторической памяти в конечном итоге приводят к развитию общественной амнезии. При этом начинается выборочные блокировка или торможение определённых социальных процессов. Таким образом формируется культурная рефлексия, где из осмысления доминирующего большинства «вычеркнут» исторический опыт, позволяющий критически подойти к господствующей трактовке настоящего.
***
Что пропало из Концепции (см. первоначальную редакцию), а что в ней появилось (см. новую редакцию).
Если коротко, то в Концепции больше не указано:
кто проводил репрессии и когда (после октябрьских событий 1917 года);
кто подвергся репрессиям (гонения на представителей религиозных конфессий; послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России; коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков; связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей; массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации);
в чем заключались эти репрессии (кстати, исчезло упоминание о реабилитации в 2008 году Членов Императорской Фамилии);
кто несет ответственность за проведение репрессий;
сколько людей стали жертвами репрессий и сколько потом были реабилитированы;
Нет указания о недопустимости оправдания репрессий «особенностями времени» или их отрицания.
Отдельные примечательные факты:
Из преамбулы «ушло» ключевое утверждение о том, что «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий».
Ни слова теперь не говорится о репрессиях представителей религиозных конфессий и оставшихся в стране представителей дореволюционной элиты, о насильственной коллективизации и связанном с ним голоде, о массовых репрессиях, в ходе которых «миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации».
Нет напоминания о том, как в 50-е и 60-е гг. родственникам расстрелянных выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных.
Из Концепции изъята констатация того факта, что «за прошедшее после 1953 г время в России процесс реабилитации не был завершен», что «точное число репрессированных лиц остается неизвестным, общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен, до сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий».
Из запланированных Концепцией мероприятий исключена «мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий».
Зато добавлено такое актуальное направление, как «проверка обоснованности решений судебных и несудебных органов, а также отмена вынесенных решений о реабилитации в отношении лиц, указанных в статье 4 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».
В разделе о реализации Концепции больше не значится ранее сформулированное намерение «сформировать единую мемориальную сеть по увековечению памяти жертв политических репрессий».
Оценивать эффективность достижения целей Концепции уже не будут, исходя из увеличения «количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий».
Версия для печати