Как члену Церкви (недостойнейшему, разумеется), мне это очень досадно.
Открещиваться от фильма «Мумия», я полагаю, не следовало. Отказываться от поддержки благородного дела – установить в городе Пензе бюст Императора Александра I - местному митрополиту тоже не следовало. Выступать с чуть ли не официальной поверхностной критикой творчества писателя Венедикта Ерофеева было не нужно по целому ряду причин…
Подобные истории, конечно же, не остаются незамеченными для критики, и на их основе делаются далеко идущие выводы. ( Не в пользу Церкви, конечно). Вплоть до грубых поучений, мол, занимайтесь своими прямыми обязанностями и не лезьте в культурно-общественное пространство.
Подобная позиция, на мой взгляд, была бы крайне ущербной. Возродить национальную жизнь без Церкви и помимо Церкви сегодня невозможно! От Исторической России после большевистского погрома (ныне всячески обеляемого) сохранилась только одна живая часть – Русская Церковь. Всё остальное лежит в руинах. Буквально всё!
Да и Церковь наша вышла из эпохи чудовищных гонений ХХ века во многих отношениях обескровленной. Христианскую страну самозванческая власть довела до такого состояния, что в год 1000-летия Крещения появилась горькая фраза русского интеллектуала: главная новость дня, что на Земле был Христос.
Прошло без малого 40 лет. И что мы видим сегодня? Возродилась ли русская элита? Русское образование? Русская культура? Да ничего подобного. Кругом, за что ни возьмись, глубочайший кризис. А в культуре – очевидная деградация.
Приведу только один пример, связанный с судьбой замечательного журнала «Наше наследие», важного культурного проекта рубежа 80 - 90-х годов. Вспомним, кто тогда входил в редколлегию, какие имена! С. Аверинцев, В. Быков, Д. Гранин, Д. Лихачёв, Г. Свиридов, С. Шмидт… Сегодня журнал решили возродить. В редколлегии – господа Швыдкой и Эрнст… Как говорится, комментарии излишни.
О российском кино и уж тем более о российской архитектуре говорить не приходится. Это уже не кризис, это называется иначе.
Между тем, в Церкви ситуация совершенно другая. Проблем – великое множество, но это проблемы роста…
Иначе говоря, Церковь просто обязана высказываться по всем насущным вопросам русской жизни. В том числе – по самым острым вопросам. Да, на дворе секулярная эпоха, не учитывать это невозможно. Но другого живого и авторитетного национального сообщества у нас сегодня нет.
Политтехнологический проект по дискредитации и распылению русских сил с помощью искусственно выращиваемой неосоветчины никто не отменял. И, похоже, в ближайшее время не собирается. Этот каток закатывает в асфальт всё живое, всё, что могло бы укрепить порушенный национальный фундамент. Ни православной интеллигенции, ни национальной элиты, следовательно, ни русского устроения жизни в такой атмосфере возникнуть не может. Только бессильный патриотический официоз.
Это значит, что от голоса Русской Церкви с её огромным опытом национального водительства в настоящий исторический момент зависит, если не всё, то многое…